наверх

г.Красноярск, пер.Светлогорский, д.2, оф.357
тел.: +7 (391) 292-81-04
+7 (391) 277-44-40

Автотехническая экспертиза – это комплексное научно-техническое исследование всех аспектов каждого ДТП в отдельности, проведенное лицами, имеющими специальные познания в науке, технике или ремесле. Экспертиза требует использования информации из самых разных областей знания: юриспруденции; криминалистики; медицины; психофизиологии; конструкции; теории и расчета транспортных средств, технологии их изготовления, обслуживания и ремонта; проектирования, строительства и эксплуатации дорог; организации и безопасности дорожного движения и др.

Целью экспертизы является научно обоснованное восстановление обстоятельств механизма происшествия и установление объективных причин дорожно-транспортного происшествия.

Предметом автотехнической экспертизы являются фактические данные о техническом состоянии транспортного средства, дорожной обстановке на месте происшествия, действиях и возможностях участников дорожно-транспортном происшествия, механизме ДТП, об обстоятельствах, способствующих, совершению происшествия, которые устанавливает эксперт-автотехник на основании своих специальных познаний и материалов дела.

Автотехническая экспертиза проводится преимущественно в рамках расследования преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, а именно нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, когда такие нарушения повлекли за собой причинение тяжкого вреда здоровью человека или его смерть.

В качестве объектов автотехнической экспертизы выступают место дорожно-транспортного происшествия, транспортные средства, данные, которые зафиксированы в протоколах осмотра места происшествия, протоколах допросов и иных процессуальных документах, а также в иллюстрационных материалах к данным документам в виде фотосъемки, видео-, аудиозаписи, схем места происшествия. Поэтому любая небрежность и неточность, допущенная следователем, может повлиять на вывод эксперта.

В зависимости от объектов исследования различают следующие виды автотехнической экспертизы:

  1. Экспертизу технического состояния транспортного средства;
  2. Экспертизу механизма дорожно-транспортного происшествия;
  3. Экспертизу технического состояния дороги.

В процессе проведения указанных видов исследований решаются следующие вопросы.

Экспертиза технического состояния транспортных средств:

  • исправно ли транспортное средство (механизм, узел, деталь)? Если нет, то в чем заключается неисправность?
  • Могла ли обнаруженная неисправность повлиять на возникновение дорожно-транспортного происшествия?
  • Какова причина возникновения данной неисправности? Когда образовалась данная неисправность – до дорожно-транспортного происшествия, в момент дорожно-транспортного происшествия или после него?
  • Имелась ли возможность выявления неисправности водителем, лицами, ответственными за выпуск автомобиля в рейс?
  • Имелась ли возможность предотвратить дорожно-транспортное происшествие при данном техническом состоянии транспортного средства, его узлов, механизмов, агрегатов?

Экспертиза механизма ДТП:

  • каков механизм развития дорожно-транспортного происшествия?
  • Каково было взаимное расположение транспортных средств по отношению друг к другу в момент столкновения?
  • Где находилось место столкновения транспортных средств?
  • Каковы траектории движения транспортных средств до момента столкновения?
  • Какова была скорость движения транспортного средства перед началом торможения, исходя из длины и характера следов торможения?
  • Какое время необходимо для остановки транспортного средства в данных дорожных условиях?
  • Какими требованиями Правил дорожного движения (ПДД) должны были руководствоваться участники дорожно-транспортного происшествия?
  • Соответствовали ли действия участников дорожно-транспортного происшествия требованиям ПДД?
  • Располагал ли водитель технической возможностью предотвратить ДТП?какие пункты ПДД нарушены и имеется ли причинная связь между этими нарушениями и дорожно-транспортным происшествием?

Экспертиза технического состояния дороги:

  • какова была обстановка на месте дорожно-транспортного происшествия?
  • Каковы были параметры, характеризующие движение транспортных средств на месте ДТП?
  • Была ли возможность предотвратить дорожно-транспортное происшествие с учетом состояния дороги, погодно-климатических и других условий на момент ДТП?
  • Какие обстоятельства способствовали возникновению дорожно-транспортного происшествия?
  • Соответствует ли требованиям проектной документации участок автомобильной дороги, на которой произошло ДТП?
  • Какова вероятность возникновения дорожно-транспортного происшествия по причине несовершенства дорожных условий?

В методической литературе выделяется еще один вид автотехнической экспертизы – психофизиологическая, в рамках проведения которой решаются следующие задачи:

  • установление времени реакции водителя в зависимости от возникшей дорожной обстановки;
  • установление возможности предотвращения водителем дорожно-транспортного происшествия с учетом воздействия на него различных факторов в сложившейся дорожной ситуации;
  • установление возможности оценки водителем опасности сложившейся ситуации и пр.

В организации работают эксперты автотехники, обладающие специальными познаниями в области исследования дорожно – транспортных происшествий и имеющие право производства автотехнических экспертиз, выданное Минюстом РФ.